Верхнесадовский
муниципальный округ
города Севастополя

г. Севастополь,
с. Верхнесадовое,
ул. Севастопольская, 82

+7 (8692) 729-594

Главная / Новости / ГКУ города Севастополя «Севастопольское лесничество» информирует о проведении публичных обсуждений материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ГКУ города Севастополя «Севастопольское лесничество» информирует о проведении публичных обсуждений материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов

Уведомление

о проведении в электронном виде публичных (общественных) обсуждений материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих

ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя

на период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г.

 

Заказчик Государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) Государственное казенное учреждение города Севастополя «Севастопольское лесничество» (далее – ГКУ «Севастопольское лесничество») информирует о проведении публичных (общественных) обсуждений материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя на период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г.

Инициатором публичных (общественных) обсуждений является заказчик ГЭЭ ГКУ «Севастопольское лесничество». Юридический адрес: 299020, г. Севастополь, ул. Лесхозная, 2а.

Цель намечаемой деятельности – рациональное использование охотничьих ресурсов (олень благородный, косуля европейская, муфлон европейский) на территории охотничьих угодий города Севастополя.

Месторасположение намечаемой деятельности – охотничьи угодья города Севастополя, относящиеся к Балаклавскому муниципальному округу, Орлиновскому муниципальному округу, Терновскому муниципальному округу, Верхнесадовскому муниципальному округу.

Доступ общественности к материалам по объекту ГЭЭ осуществляется с 25.04.2020 по 25.05.2020:

На официальных сайтах Администрации:

Балаклавского муниципального округа на официальном сайте: http://sovetbalaclava.ru/;

Орлиновского муниципального округа на официальном сайте: https://orlinoe.org/;

Терновского муниципального округа на официальном сайте: http://mo-ternovskiy-sv.ru/;

Верхнесадовского муниципального округа на официальном сайте: http://wssovet.ru/.

На официальном сайте Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзора) по адресу: http://ecosev.ru/.

Замечания и предложения по существу вопроса направлять в письменном виде в ГКУ «Севастопольское лесничество» по адресу: 299020, г. Севастополь, ул. Лесхозная, 2-а, электронный адрес: sevles.2014@yandex.ru.

Дата проведения публичных (общественных) обсуждений (суммирование поступивших в период с 25.04.2020 по 25.05.2020 на электронный адрес: sevles@sev.gov.ru листов голосования) по материалам, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя на период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г. – 25 мая 2020 года в 10:00.

Место проведения публичных (общественных) обсуждений материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя на период с 01 августа 2020 г.
до 01 августа 2021 г. – будет сообщено дополнительно.


ЛИСТ ГОЛОСОВАНИЯ

публичных (общественных) обсуждений по материалам,

обосновывающим лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя

на период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г.

в форме электронного голосования

   В Государственное казенное учреждение города Севастополя «Севастопольское лесничество» являющееся инициатором публичных (общественных) обсуждений по проекту материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя на период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г. включающих материалы оценки воздействия на окружающую среду.

 

__________________________________________________________________

(Ф.И.О. участника общественных слушаний (поле обязательное для заполнения))

 

Вопрос поставленный

на голосование

«ЗА»

«ПРОТИВ»

«ПРЕДЛОЖЕНИЯ/

ЗАМЕЧАНИЯ»

Согласны ли Вы с лимитом и квотами добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя, утверждаемых на период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г.

 

 

 

Примечание: Решение принимается путем суммирования поступивших в период с 25.04.2020 по 25.05.2020 на электронный адрес: sevles@sev.gov.ru большинством голосов, отраженных в листах голосования (листы голосования должны быть заполнены, подписаны и в читабельном виде)

 

«____»__________________2020г.        ______________ /__________________

(дата заполнения листа голосования)                      (подпись)          (расшифровка подписи)

Материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов

на территории города федерального значения Севастополя

на период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г.

(пояснительная записка)

 

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Закон о животном мире) пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

Статьей 40 Закона о животном мире установлены обязанности пользователей животным миром, в том числе:

осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром;

соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром;

применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;

не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;

осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;

проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;

оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;

обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;

применять при пользовании животным миром гуманные способы.

Согласно статье 34 Закона о животном мире, одним из видов пользования является охота.

Отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте).

Проект лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории города федерального значения Севастополя на период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г. (приложение 1) разработан в соответствии с положениями Закона о животном мире, Закона об охоте, а также нормативными правовыми актами Минприроды России и принятыми методическими рекомендациями по учету численности охотничьих ресурсов:

приказ Минприроды России от 29.06.2010 № 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию» (далее – приказ Минприроды России № 228);

приказ Минприроды России от 30.04.2010 № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» (далее – приказ Минприроды России № 138);

приказ Минприроды России от 06.09.2010 № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных» (далее – приказ Минприроды России № 344);

Методическое руководство по учету численности охотничьих животных в лесном фонде Российской Федерации, утвержденное приказом Рослесхоза от 19.05.1999 № 111 (далее – Методика учета).

При подготовке проекта лимита и квот добычи охотничьих ресурсов учитывались установленные законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов принципы:

обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия;

установление дифференцированного правового режима охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов;

участие граждан и общественных объединений в подготовке решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания, в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;

использование охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными;

определение объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов.

В соответствии с требованиями законодательства на территории города федерального значения Севастополя организован и осуществляется государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания. Мероприятия по государственному мониторингу проводятся в общедоступных охотничьих угодьях Главным управлением природных ресурсов и экологии и Государственным казенным учреждением «Севастопольское лесничество», в закрепленных охотничьих угодьях – охотпользователями.

Численность охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях г.Севастополя, в отношении которых утверждается лимит добычи, установлена по результатам мероприятий по государственному мониторингу охотничьих ресурсов и среды их обитания, проведенных 08.02.2020 и 15.02.2020 в соответствии с Методикой учета.

На основании полученных учетных данных рассчитана численность охотничьих ресурсов по состоянию на 01.04.2020. Сведения о численности легли в основу расчета квот добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях Севастополя.

В соответствии с приказом Минприроды России № 228, квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов, отношении которого утверждается лимит добычи.

Лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов рассчитываются исходя из показателя численности (особей) охотничьих ресурсов на 1000 га охотничьих угодий, пригодных для обитания данного вида. На основании полученных данных о численности охотничьих ресурсов в пределах, утвержденных приказом Минприроды России № 138 нормативов допустимого изъятия, определяется возможный процент изъятия по каждому виду копытных на территории конкретного охотничьего хозяйства.

При подготовке проекта добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях Севастополя на период с 01.08.2020 до 01.08.2021 объемы изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит их добычи не превысили установленные нормативы допустимой добычи.

Более того, в связи с планированием охотпользователями работ по улучшению половозрастного состава популяций, учитывая пропускную способность угодий и эксплуатационную нагрузку на популяции диких животных определен меньший размер лимита от максимально возможного на территории охотничьих угодий города Севастополя. При этом также учитывалась возможная гибель животных от нападения волков, периодически заходящих в охотничьи угодья Севастополя с прилегающих территорий Республики Крым.

В соответствии с частью 9 статьи 24 Закона об охоте, квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками охотпользователей.

На основании установленных требований, при подготовке проекта лимита добычи учитывались данные, указанные в материалах ООО «Кордон Мекензи», ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», Севастопольская региональная общественная организация охотников и рыболовов и ГКУ «Севастопольское лесничество».

Также при подготовке проекта лимита и квот добычи охотничьих ресурсов было принято во внимание, что постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.2019 № А84-3956/2018, было отменено постановление Двадцать первого Арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 по делу № А84-39560 и оставлено в силе решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.12.2018, согласно которому охотхозяйственное соглашение от 16.06.2017 № 2 с дополнительными соглашениями и договорами лесных участков, заключенное между Севприроднадзором и ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» признано недействительным.

В связи с тем, что охотхозяйство было лишено права на добычу охотничьих ресурсов, квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий, предоставленных ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028 не рассчитывались.

С учетом проектируемых объемов изъятия охотничьих ресурсов рассчитана оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности
на окружающую среду – добыча (изъятие) охотничьих ресурсов (оленя благородного, косули европейской, муфлона европейского) на территории охотничьих угодий города Севастополя с 01.08.2020 г. до 01.08.2021 г. (приложение 2).

 

 

Директор ГКУ «Севастопольское

лесничество»                                                                                        Ю.Н.Савиных

Приложение 1

к Материалам, обосновывающим лимиты 

и квоты добычи охотничьих ресурсов 

на территории охотничьих угодий 

города Севастополя 

на период с 01 августа 2020 г.

 до 01 августа 2021 г.

 

 

Проект

лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территори  и охотничьих угодий

города федерального значения Севастополя  на период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г.

 

Проект лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории охотничьих угодий города федерального значения Севастополя на период с 01.08.2020 до 01.08.2021 подготовлен на основании материалов государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания с учетом заявок охотпользователей.

Территория города федерального значения Севастополя на которой осуществляется ведение охотничьего хозяйства включает в себя общедоступные и закрепленные охотничьи угодья.

 

таблица 1

Распределение охотничьих угодий на территории города Севастополя

Охотничьи угодья

Площадь охотничьих угодий, тыс. га

ООО «Кордон Мекензи»

6,16

ООО «Орлиновское охотничье хозяйство»*

12,77

Севастопольская региональная общественная организация охотников и рыболовов

12,30

Всего предоставлено в пользование угодий

31,23

Общедоступные угодья города Севастополя

27,37

Всего угодий

58,60

*Территория охотничьих угодий, предоставленная ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028 о предоставлении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» в пользование охотничьих угодий.

На территории города Севастополя обитает 3 вида охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи: олень благородный, косуля европейская, муфлон европейский.

Численность охотничьих ресурсов установлена по результатам проведенных в феврале 2020 года мероприятий по государственному мониторингу охотничьих ресурсов и среды их обитания в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях города Севастополя.

Сведения о численности охотничьих ресурсов представлены ГКУ «Севастопольское лесничество», ООО «Кордон Мекензи», Севастопольской региональной общественной организацией охотников и рыболовов и ООО «Орлиновское охотничье хозяйство».

 

таблица 2

Численность охотничьих ресурсов

Охотничьи угодья

Численность охотничьих ресурсов в 2020 г., особ.

олень бл.

косуля евр.

муфлон евр.

всего

на 1т.га

всего

на 1т.га

всего

на 1т.га

ООО «Кордон Мекензи»

177

30,6

180

31,1

-

-

ООО «Орлиновское охотничье хозяйство»*

136

13,9

214

21,8

8

0,8

Севастопольская региональная общественная организация охотников и рыболовов

251

20,5

226

18,5

96

7,8

Общедоступные охотничьи угодья

39

4,7

71

8,5

-

-

ВСЕГО

603

16,7

691

19,1

104

2,9

*Территория охотничьих угодий, предоставленная ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028 о предоставлении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» в пользование охотничьих угодий.

 

Расчет объемов изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи производится в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, утвержденными приказом Минприроды № 138.

 

таблица 3

Нормативы допустимого изъятия охотничьих

ресурсов в отношении которых утверждается лимит добычи

Наименование охотничьего ресурса

Показатели численности (особей) на 1000 га охотничьих угодий, пригодных для обитания данного вида

Нормативы допустимого изъятия, % от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов
и среды их обитания

олень благородный, косуля европейская

до 1

3

от 1 до 2

5

от 2 до 4

7

от 4 до 6

8

от 6 до 8

10

от 8 до 10

12

от 10 до 12

15

от 12 и более

18

муфлон европейский

не устанавливается

от 3 до 5

 

Норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте
до 1 года без разделения по половому признаку для оленя благородного – до 20%, косули европейской – до 50% от квоты. Норматив допустимого изъятия взрослых самцов во время гона для оленя благородного и косули европейской – не более 25% от квоты.

Порядком принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденным приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228, предусмотрено право охотпользователя указать в заявке меньший размер квоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов, чем рассчитанный по установленным нормативам допустимого изъятия охотничьих ресурсов в целях увеличения численности охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов, а также достижения оптимальной половой и возрастной структуры и качественных показателей охотничьих ресурсов.

При рассмотрении заявок установлено, что на основании указанной нормы, в целях увеличения численности охотничьих ресурсов, охотпользователями снижены нормативы допустимой добычи оленя и косули на сезон охоты 2020-2021 гг.

При подготовке лимита и квот добычи охотничьих ресурсов проведен анализ показателей освоения лимита за предыдущие 3 года.

 

таблица 4

Добывание охотничьих ресурсов в

охотничьих угодьях Севастополя в 2017-2019 гг.

Виды охотничьих ресурсов

2017 г.

2018 г.

2019 г.

лимит

добыто

%

лимит

добыто

%

лимит

добыто

%

Олень благородный

45

25

55,6

57

26

45,6

66

19

28,8

Косуля европейская

60

22

36,7

59

2

3,4

59

7

11,8

Муфлон европейский

-

-

-

3

0

0

4

2

50,0


 

Представленные данные свидетельствуют о низком освоении лимитов добычи охотничьих ресурсов, в первую очередь в отношении косули европейской.

Причиной низкого освоения лимитов добычи при том, что численность охотничьих ресурсов достаточно высокая, вероятно является большая стоимость услуг (путевок) охотпользователей, в связи с чем охотники не приобретают разрешения на добычу. В этой связи охотпользователям целесообразно пересмотреть прейскуранты предоставляемых услуг.

Также при рассмотрении заявок во внимание был принят факт прекращения охотхозяйственного соглашения с ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на основании постановления Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.2019             № А84-3956/2018, которым было отменено постановление Двадцать первого Арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 по делу № А84-39560 и оставлено в силе решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.12.2018, согласно которому охотхозяйственное соглашение от 16.06.2017 № 2 с дополнительными соглашениями и договорами лесных участков заключенное между Севприроднадзором и ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» судом признано недействительным. Таким образом, охотхозяйство было лишено права на добычу охотничьих ресурсов.

По результатам анализа полученных материалов, с учетом судебного решения в отношении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», рассчитаны квоты добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях Севастополя на период с 01.08.2020 до 01.08.2021. Квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий, предоставленных ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028 не рассчитывались.

 

 

 

 

таблица 5

Квоты добычи оленя благородного в охотничьих угодьях города Севастополя

Охотничьи угодья

Площадь обитания, тыс.га

Численность, особ.

Плотность на

1000 га, особ.

Квота добычи

% от численности

особей

в том числе

2018г.

2019г.

2020г.

2018г.

2019г.

2020г.

старше 1 года

до 1 года

самцы с неокостен. рогами

самцы во время гона

без разделения по половому признаку

Севастопольское РОО ОиР

12,2

165

193

251

13,5

15,8

20,5

12,7

32

3

5

18

6

ООО «Кордон Мекензи»

5,8

169

173

177

29,0

29,9

30,6

14,1

25

3

6

11

5

ООО «Орлиновское охотхозяйство»*

9,8

113

109

136

11,5

11,1

13,9

-

-

-

-

-

-

Общедоступные охотничьи угодья

8,4

32

20

39

3,8

2,4

4,6

7,7

3

-

-

3

-

ВСЕГО

36,2

479

495

603

13,2

13,7

16,6

9,9

60

6

11

32

11

*Территория охотничьих угодий, предоставленная ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028 о предоставлении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» в пользование охотничьих угодий.

 

таблица 6

Квоты добычи косули европейской в охотничьих угодьях города Севастополя

Охотничьи угодья

Площадь обитания, тыс.га

Численность, особ.

Плотность на

1000 га, особ.

Квота добычи

% от численности

особей

в том числе

2018г.

2019г.

2020г.

2018г.

2019г.

2020г.

старше 1 года

до 1 года

самцы с неокостен. рогами

самцы во время гона

без разделения по половому признаку

Севастопольское РОО ОиР

12,2

186

223

226

15,2

18,3

20,1

9,7

22

2

3

8

9

ООО «Кордон Мекензи»

5,8

166

169

180

29,0

29,2

31,1

13,9

25

-

6

8

11

ООО «Орлиновское охотхозяйство»*

9,8

201

214

214

20,5

21,8

21,8

-

-

-

-

-

-

Общедоступные охотничьи угодья

8,4

60

51

71

7,1

6,1

8,4

11,3

8

-

-

5

3

ВСЕГО

36,2

613

657

691

16,9

18,1

19,1

7,9

55

2

9

21

23

*Территория охотничьих угодий, предоставленная ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028 о предоставлении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» в пользование охотничьих угодий.

 

 

таблица 7

Квоты добычи муфлона европейского в охотничьих угодьях города Севастополя

Охотничьи угодья

Площадь обитания, тыс.га

Численность, особ.

Плотность на

1000 га, особ.

Квота добычи

% от численности

особей

в том числе

2018г.

2019г.

2020г.

2018г.

2019г.

2020г.

старше 1 года

до 1 года

самцы с неокост. рогами

самцы во время гона

без разделения по пол. признаку

Севастопольское РОО ОиР

12,2

73

92

96

6,0

7,5

7,8

4,2

4

-

-

4

-

ООО «Кордон Мекензи»

5,8

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

ООО «Орлиновское охотхозяйство»*

9,8

-

22

8

-

2,3

0,8

-

-

-

-

-

-

Общедоступные охотничьи угодья

8,4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

ВСЕГО

36,2

73

114

104

2,0

3,1

2,9

3,8

4

-

-

4

-

*Территория охотничьих угодий, предоставленная ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028 о предоставлении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» в пользование охотничьих угодий.

 

Проект лимита добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2020 до 01.08.2021 подготовлен на основании квот их добычи в охотничьих угодьях г.Севастополя. При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитывались их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

 

таблица 8

Проект лимита добычи

охотничьих ресурсов на период с 01.08.2020 до 01.08.2021

Виды охотничьих ресурсов

Площадь обитания, тыс. га

2018г.

2019г.

численность на 01.04.2020г., особ.

Устанавливаемые лимиты добычи в 2020 - 2021гг.

численность, особ.

лимит 2018-2019, особ.

освоение лимита

численность, особ.

лимит 2019-2020, особ.

освоение лимита

всего особей

в % от численности

в том числе

старше 1 года

до 1 года

особей

в % от лимита

особей

в % от лимита

самцы с неокост. рогами

самцы во время гона

без разделения по пол. признаку

Олень благородный

36,2

479

57

26

45,6

495

66

19

28,8

603

60

9,9

6

11

32

11

Косуля европейская

36,2

613

59

2

3,4

657

59

7

11,8

691

55

7,9

2

9

21

23

Муфлон европейский

36,2

60

3

0

0

114

4

2

50,0

104

4

3,8

-

-

4

-



Приложение 2

к Материалам, обосновывающим лимиты

 и квоты добычи охотничьих ресурсов

 на территории охотничьих угодий

 города Севастополя 

на период с 01 августа 2020 г. 

до 01 августа 2021 г.

 

 Оценка

воздействия намечаемой хозяйственной деятельности
на окружающую среду – добыча (изъятие) охотничьих ресурсов

(оленя благородного, косули европейской, муфлона европейского)

на территории охотничьих угодий города федерального значения Севастополя с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г.

 1. Общие сведения.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Раздел ОВОС разработан в соответствии с федеральными законами от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», на основании приказа Минприроды России от 29.06.2010 № 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию».

Раздел ОВОС разработан на материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя на период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г.

Заказчиком деятельности является Государственное казенное учреждение города Севастополя «Севастопольское лесничество» (далее – ГКУ «Севастопольское лесничество»), представляющее в этом вопросе интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование охотничьими ресурсами в границах закрепленных охотничьих угодий (охотпользователи города Севастополя), и представляющее интересы физических лиц – охотников, осуществляющих пользование охотничьими ресурсами в границах общедоступных охотничьих угодий.

Директор ГКУ «Севастопольское лесничество» – Савиных Юрий Николаевич.

 2. Нормативные правовые акты, используемые при оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности.

 

Намечаемая деятельность соответствует нормам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в частности положениям:

Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;

Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

приказа Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»;

приказа Минприроды России от 30.04.2010 № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях»;

приказа Минприроды России от 17.05.2010 № 164 «Об утверждении перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи»;

приказа Минприроды России от 29.08.2010 № 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию»;

приказа Минприроды России от 06.09.2010 № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных»;

приказа Минприроды России от 06.09.2010 № 345 «Об утверждении Положения о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления ее заинтересованным лицам»;

приказа Минприроды России от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении Правил охоты»;

приказа Минприроды России от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета»;

Указа Губернатора города Севастополя от 23.07.2018 № 44-УГ «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории города Севастополя, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, и признании утратившими силу указом Губернатора города Севастополя от 24.08.2015 № 79-УГ, от 23.10.2015 № 104-УГ»;

Указа Губернатора города Севастополя от 14.03.2019 № 29-УГ «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории города Севастополя» (далее – территориальное охотустройство).

Намечаемая деятельность полностью соответствует действующему законодательству, и в полной мере удовлетворяет требованиям действующих нормативных актов в области установления объемов (лимитов, квот) добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя.

 3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

 

Основная цель установления лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов – обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте) лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов устанавливаются для определенных видов охотничьих ресурсов. На территории города Севастополя к таким охотничьим ресурсам относятся: олень благородный, косуля европейская, муфлон европейский и барсук.

Лимит добычи охотничьих ресурсов – объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира, до 15 апреля подают в Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) заявку на установление квот добычи для каждого вида охотничьих ресурсов. Форма заявки на утверждение квот добычи охотничьих ресурсов установлена Минприроды России.

Квота добычи охотничьих ресурсов – часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.

Квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими пользование объектами животного мира, в пределах нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.

Для подготовки объемов (лимитов, квот) добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя в период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г. Севприроднадзором до 15 апреля 2020 года осуществлен сбор заявок на установление квот добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи. В этот же срок ГКУ «Севастопольское лесничество» определены квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных угодьях города Севастополя. На основании поступивших заявок охотпользователей и разработанных квот добычи в общедоступных угодьях города Севастополя определен общий лимит добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях города Севастополя на период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г.

В дальнейшем пользование охотничьими ресурсами будет осуществляться в пределах утвержденных лимитов и квот добычи.

Пользование охотничьими ресурсами осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими виды деятельности в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (охотпользователями), путем выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам – охотникам, а также проведением биотехнических мероприятий на территории охотничьих угодий, включая регулирование численности охотничьих ресурсов.

Использование охотничьих ресурсов  в городе Севастополе регулируется Законом об охоте, Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512, другими нормативными правовыми актами Минприроды России, Указом Губернатора города Севастополя от 23.07.2018 № 44-УГ «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории города Севастополя, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, и признании утратившими силу указом Губернатора города Севастополя от 24.08.2015 № 79-УГ, от 23.10.2015 № 104-УГ», другими нормативными правовыми актами города Севастополя.

Охота на территории охотничьих угодий города Севастополя ведется преимущественно в любительских и спортивных целях, при осуществлении которой охотники получают для личного потребления продукцию в виде пушнины, мяса, лекарственного сырья. Охота имеет эстетический и социальный аспект, является одним из важных инструментов регуляции природных экосистем.

Кормовые условия охотничьих угодий, проведение биотехнических мероприятий и охрана охотничьих угодий позволяют поддерживать надлежащую плотность охотничьих ресурсов и ежегодно получать достаточное количество продукции охоты. Осуществление мероприятий по охране, воспроизводству охотничьих ресурсов и рациональное их использование способно обеспечить сохранение биоразнообразия на территории города Севастополя.

Использование охотничьих животных базируется на их способности к самостоятельному воспроизводству. Эта способность осуществляется в ходе природных циклических процессов и не требует, при сохранении эволюционно сложившихся экосистем, специальных капитальных вложений. Другой особенностью этих ресурсов является их динамизм во времени (годовые и многолетние колебания численности) и в пространстве (расселение, кочевки, миграции).

Пользование охотничьими ресурсами требует экологической ориентации в использовании объектов животного мира, знаний о численности и состоянии их ресурсов, условиях и факторах, оказывающих на них влияние, и должно осуществляться в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

В результате проведенной работы сделан вывод о том, что проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов на территории города Севастополя в период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г. выполнен с учетом требований законодательства и не окажет негативного воздействия на окружающую среду города  Севастополя.

 3.1. Качество охотничьих угодий и их распределение.

 

Охотничьи угодья города Севастополя расположены в юго-западной части Крымского полуострова.

Рельеф территории района горный с высотами от 100 м до 650 м над уровнем моря. Северный склон более пологий. Южный склон, изрезанный балками и ущельями. Климат района имеет переходные черты от недостаточно увлажненного теплого климата прилежащей части степного Крыма до более влажного умеренно-теплого климата главной гряды Крымских гор. Юго-восточная территория защищена с севера горами и имеет ярко выраженный субтропический климат. Климат верхней части склонов гор умеренно теплый и влажный.

Среднегодовая температура воздуха +12°С, абсолютный годовой максимум попадает на июнь месяц и составляет +38,5°С, абсолютный годовой минимум составляет -7,8°С, в январе месяце, количество осадков за год составляет 349 мм.

Согласно территориальному охотустройству территория охотничьих угодий города Севастополя включает общедоступные охотничьи угодья – площадью 36,55 тыс. га, что составляет 53,92% от общей площади охотничьих угодий, остальные охотничьи угодья распределены между тремя охотпользователями.

 

таблица 1

Распределение охотничьих угодий на территории города Севастополя

Охотничьи угодья

Площадь, тыс. га

ООО «Кордон Мекензи»

6,16

Территория охотничьих угодий, предоставленная ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028 о предоставлении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» в пользование охотничьих угодий

12,77

Севастопольская региональная общественная организация охотников и рыболовов

12,30

Всего предоставлено в пользование угодий

31,23

Общедоступные угодья города Севастополя

27,37

Всего угодий

58,60

 

Охрану охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий города Севастополя осуществляет Севприроднадзор, на территории закрепленных охотничьих угодий города Севастополя – охотпользователи.

Охотничьи угодья города Севастополя частично расположены в границах следующих особо охраняемых природных территориях:

1) Государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Мыс Айя» площадью 1 377,00 га создан для сохранения его уникального природного ландшафта в зоне контакта Главной гряды Крымских гор и Черного моря на западной границе Южного берега Крыма и его высокого уровня эстетической привлекательности, охраны, сохранения и воспроизводства генофонда растительного и животного мира, сохранения прилегающей морской акватории города Севастополя.

2) Государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Байдарский» площадью 21 231,00 га создан для сохранения особо ценных природных ландшафтов Крыма и сохранения чистоты вод реки Черная – основного источника водоснабжения города.

3) Государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Караньский» площадью около 568,76 га создан в целях сохранения, восстановления и воспроизводства экосистемного, видового и генетического разнообразия, сохранения редких и исчезающих видов растений и животных и среды их обитания, а также пейзажно-рекреационных свойств природного ландшафта.

4) Государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Ласпи» площадью 1 232,74 га является местообитанием реликтовой южнобережной растительности, отличается значительным ландшафтно-биотопическим разнообразием, имеет особое значение для охраны типичных и уникальных природных комплексов.

5) Памятник природы регионального значения «Заповедное урочище «Скалы Ласпи» площадью 18,4387 га представляет собой уникальный скальный эрозионно-тектонический массив верхнеюрских известняков высотой до 623,8 м над уровнем моря с оригинальной крутостенной формой рельефа. Крутые склоны заповедного урочища являются северной и северо-западной барьерной границей небольшого Ласпинского амфитеатра, восточную границу которого образует водораздел, вытянутый к югу от горы Каланых-Кая. Амфитеатр открыт к юго-западу и является хорошим убежищем для южнобережных компонентов ландшафта. Памятник природы представляет ценность для сохранения ландшафтного и биологического разнообразия региона.

6) Гидрологический памятник природы регионального значения «Прибрежный аквальный комплекс у мыса Сарыч» площадью 62,2831 га создан как природный гидроклиматический эталон, имеет ценность как учебный гидрографический полигон, входит в состав приоритетной территории «Айя-Сарыч», важной для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Крыма. Акватория характеризуется высокой степенью сохранности морских биогеоценозов, их флористическим и фаунистическим разнообразием. О значительном продукционном потенциале памятника природы свидетельствуют показатели обилия фито- и зоопланктона, биомассы макрофитов. У мыса Сарыч находятся удивительные по красоте подводные ландшафты с каменными арками, гротами и пещерами.

 3.2. Учет численности охотничьих ресурсов.

В целях рационального использования охотничьих ресурсов на территории города Севастополя ежегодно проводятся работы по учету их численности. Учет численности охотничьих ресурсов (копытных животных) на территории охотничьих угодий города Севастополя проведен в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом шумового прогона на пробных площадях на территории закрепленных охотничьих угодий и общедоступных охотничьих угодий в соответствии с Методическим руководством по учету численности охотничьих животных лесном фонде Российской Федерации, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.05.1999 № 111.

Данный метод учета один из наиболее точных методов мониторинга животных, позволяет приблизительно определить возрастную и половую структуру популяций, отработан на территории охотничьих угодий города Севастополя в течение 20 лет.

Организацию данных работ в городе Севастополе осуществляет Севприроднадзор, как орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

На территории общедоступных охотугодий учет охотничьих ресурсов осуществляется специалистами Севприроднадзора совместно с ГКУ «Севастопольское лесничество».

На территории закрепленных охотугодий учет осуществляется охотпользователями под контролем специалистов Севприроднадзора.

В дни проведения учетных работ наблюдались следующие погодные условия: ясно с переходом в переменную облачность, температура воздуха от –11°С до +5°С, ветер переменный до 18-22м/с, глубина снежного покрова от 3 см на равнинных участках до 10 см в горной местности.

В результате проведенных мероприятий было учтено следующее количество охотничьих ресурсов:

В охотничьих угодьях ООО «Кордон Мекензи»:

олень – 47 особей;

косуля – 48 особей.

Площадь охотничьих угодий – 6156 га, из них 5775,3 га пригодных для обитания копытных животных, площадь, охваченная учетом – 1533 га, что составляет 26,54 % от площади, свойственной для обитания охотничьих ресурсов.

В охотничьих угодьях Севастопольской региональной общественной организации охотников и рыболовов (Севастопольская РОО ОиР):

олень – 65 особей (в лесных угодьях – 58 особей, на полевых угодьях – 7 особей);

косуля – 57 особей (в лесных угодьях – 26 особей, на полевых угодьях – 31 особей);

муфлон – 25 особей в лесных угодьях.

Площадь охотничьих угодий – 12306 га, из них 12218,9 га пригодных для обитания копытных животных, площадь, охваченная учетом – 3110 га (1950 га лесных и 1160 га полевых угодий), что составляет 25,45 % от площади, свойственной для обитания охотничьих ресурсов.

В общедоступных охотничьих угодьях города Севастополя:

олень – 10 особей;

косуля – 18 особей.

Площадь охотничьих угодий – 27368 га, из них 8368 га пригодных для обитания копытных животных, площадь, охваченная учетом – 2134 га, что составляет 25,5% от площади, свойственной для обитания охотничьих ресурсов.

Согласно данным ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», проводившим на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028 в феврале 2020 года учет охотничьих ресурсов, на пробных площадях учтено:

олень – 31 особей;

косуля – 49 особей.

Площадь охотничьих угодий – 12770,5 га, из них 9783 га пригодных для обитания копытных животных, площадь, охваченная учетом – 2236 га, что составляет 23% от площади, свойственной для обитания охотничьих ресурсов.

Всего на территории охотничьих угодий города Севастополя в 2020 году на пробных площадях учтено:

олень – 153 особей;

косуля – 172 особи;

муфлон – 25 особей.

Площадь охотничьих угодий г.Севастополя – 58600 га, из них 36145,2 га пригодных для обитания копытных животных, площадь, охваченная учетом – 9013 га, что составляет 24,9% от площади, свойственной для обитания копытных животных.

 3.3. Расчет численности оленя, косули, муфлона в охотничьих угодьях города Севастополя по результатам проведения учета охотничьих ресурсов.

 На основе полученных результатов произведен расчет общего количества особей популяций оленя, косули и муфлона на площади охотничьих угодий, свойственных для их обитания в отношении каждого охотхозяйства, и в целом на территории охотничьих угодий города Севастополя.

Расчет численности охотничьих ресурсов выполняется по формуле:

K=C*N/S, где

К – численность вида животных, особей;

C – площадь, свойственная для обитания охотничьих ресурсов, га;

N – количество учтенных животных, особей;

S – площадь охваченная учетными работами, га.

1) Расчет численности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий ООО «Кордон Мекензи»:

олень:

47*5775.3/1533=177 особей;

косуля:

48*5775,3/1533=180 особей

2) Расчет численности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Севастопольской РОО ОиР:

олень:

на лесных угодьях -

58*5775,3/1533=177 особей;

 

на полевых угодьях -

7*5775,3/1533=180 особей;

 

всего -

223+28=251 особь;

косуля:

на лесных угодьях -

26*7511,9/1950=100 особей;

 

на полевых угодьях -

31*4707/1160=126 особей;

 

всего -

100+126=226 особей;

муфлон:

на лесных угодьях -

25*7511,9/1950=96  особей;

 

на полевых угодьях -

0*4707/1160=0  особей;

 

всего -

96+0=96 особей.

3) Расчет численности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», представленной на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028:

олень:

31*9783/2236=136 особей;

косуля:

49*9783/2236=214 особей;

муфлон:

по наблюдениям егерской службы 8 особей.

4) Расчет численности охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий:

олень:

10*8368/2134=39 особей;

косуля:

16*8368/2134=71 особь.

5) Общая численность охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя составила:

олень:

177+251+136+39=603 особи;

косуля:

180+226+214+71=691 особь;

муфлон:

96+8=114 особей.

 

3.5. Расчет плотности оленя, косули и муфлона в охотничьих угодьях города Севастополя по результатам проведения учета охотничьих ресурсов.

 

Плотность охотничьих ресурсов (показатель численности) – количество особей определенного вида на 1000 га площади охотничьих угодий, свойственной для обитания данного вида рассчитывается по формуле:

N=K*1000/C, где

N – показатель численности, особей/1 000 га;

К – численность вида животных, особей;

C – площадь, свойственная для обитания охотничьих ресурсов, га.

1) Расчет плотности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий ООО «Кордон Мекензи»:

олень:

177/5775.3*1000=30.6 особ./тыс.га;

косуля:

180/5775,3*1000=31,1  особ./тыс.га.

2) Расчет плотности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Севастопольской РОО ОиР:

олень:

251/12219,6*1000=20,5 особ./тыс.га;

косуля:

226/12219,6*1000=18,5 особ./тыс.га.

муфлон:

96/12219,6*1000=7,8 осою./тыс.га.

3) Расчет плотности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» представленной на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028:

олень:

136/9783*1000=13,9 особ./тыс.га;

косуля:

214/9783*1000=21,8 особ./тыс.га.

муфлон:

8/9783*1000=0,8 особ./тыс.га.

4) Расчет плотности охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий:

олень:

39/8368*1000=4,7 особ./тыс.га;

косуля:

71/8368*1000=8,5 особ./тыс.га.

5) Средняя плотность охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя

олень:

603/36145,2*1000=16,7 особ./тыс.га;

косуля:

691/36145,2*1000=19,1 особ./тыс.га.

муфлон:

104/36145,2*1000=2,9 особ./тыс.га.

 

 

таблица 2

Плотность оленя благородного в охотничьих угодьях города Севастополя

Охотничьи угодья

Площадь обитания, тыс.га

Плотность факт. 2020 г., особ./тыс.га

Плотность макс., особ./тыс.га

ООО «Кордон Мекензи»

5775,3

30,6

До 40

Территория охотничьих угодий, предоставленная ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028 о предоставлении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» в пользование охотничьих угодий

9783

13,9

Севастопольская РОО ОиР

12218,9

20,5

Общедоступные охотничьи угодья

8368

4,7

ИТОГО

36145,2

16,7

 

таблица 3

Плотность косули европейской в охотничьих угодьях города Севастополя

Охотничьи угодья

Площадь обитания, тыс.га

Плотность факт. 2020 г., особ./тыс.га

Плотность макс., особ./тыс.га

ООО «Кордон Мекензи»

5775,3

31,1

До 100

Территория охотничьих угодий, предоставленная ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028 о предоставлении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» в пользование охотничьих угодий

9783

21,8

Севастопольская РОО ОиР

12218,9

18,5

Общедоступные охотничьи угодья

8368

8,5

ИТОГО

36145,2

19,1

 

таблица 4

Плотность муфлона европейского в охотничьих угодьях города Севастополя

Охотничьи угодья

Площадь обитания, тыс.га

Плотность факт. 2020 г., особ./тыс.га

Плотность макс., особ./тыс.га

ООО «Кордон Мекензи»

5775,3

-

не установлена

Территория охотничьих угодий, предоставленная ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028 о предоставлении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» в пользование охотничьих угодий

9783

0,8

Севастопольская РОО ОиР

12218,9

7,8

Общедоступные охотничьи угодья

8368

-

ИТОГО

36145,2

2,9

 

В таблицах 2, 3, 4 указаны следующие показатели:

фактическая плотность охотничьих ресурсов – количество особей определенного вида на 1000 га площади охотничьих угодий, свойственной для обитания данного вида. Показатель рассчитан по данным учета охотничьих ресурсов в 2020 году;

максимальная плотность охотничьих ресурсов – максимально возможное количество особей определенного вида на 1000 га площади охотничьих угодий, свойственной для обитания данного вида. При превышении величины данного показателя возможно нанесение ущерба лесному и сельскому хозяйству, а также возникновение эпизоотий в популяциях диких животных. Показатель максимальной плотности утвержден в приложении 2 к приказу Минприроды России № 138.

3.6. Динамика численности популяций оленя, косули и муфлона
в охотничьих угодьях города Севастополя.

 

таблица 5

Динамика численности оленя и косули

в охотничьих угодьях ООО «Кордон Мекензи»

Вид животных

Численность охотничьих ресурсов, особей

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Олень

100

109

160

154

169

168

169

173

177

Косуля

179

191

141

169

170

168

166

169

180

 

таблица 6

Динамика численности оленя, косули и муфлона
в охотничьих угодьях Севастопольской РОО ОиР

Вид животных

Численность охотничьих ресурсов, особей

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Олень

87

103

106

187

188

157

165

193

251

Косуля

123

149

165

176

177

179

186

223

226

Муфлон

0

-

2

0

73

92

96

 

таблица 7

Динамика численности оленя, косули и муфлона
в охотничьих угодьях ООО «Орлиновское охотничье хозяйство»

Вид животных

Численность охотничьих ресурсов, особей

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020*

Олень

109

115

114

115

115

116

113

109

136

Косуля

190

200

199

198

205

203

201

214

214

Муфлон

-

-

-

-

-

22

8

*Сведения представлены ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» согласно результатам учета численности охотничьих ресурсов, проведенным в феврале 2020 года на основании Решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 № 4028 о предоставлении ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» в пользование охотничьих угодий.

 

таблица 8

Динамика численности оленя и косули в

общедоступных охотничьих угодьях

Вид животных

Численность охотничьих ресурсов, особей

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Олень

нет данных

42

36

50

32

20

39

Косуля

184

112

101

60

51

71

 

 

таблица 9

Динамика численности оленя, косули, муфлона

в охотничьих угодьях города Севастополя

Вид животных

Численность охотничьих ресурсов, особей

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Олень

344

376

425

498

508

491

479

495

603

Косуля

623

714

677

727

664

651

613

657

691

Муфлон

0

*

2

0

73

114

104

*На пробных площадях муфлон не встречался, однако согласно данным наблюдений СРОООР фиксировались встречи муфлонов в другое время.

 

Изменение численности в 2020 году по отношению к данным 2015 года составило: численность оленя увеличилась на 105 особей, косули уменьшилась на 36 особей. В то же время в сравнении с 2019 годом численность оленя возросла на 108 особей, косули – на 34 особи, муфлона – на 17 особей. Анализ состояния популяций видов охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи в охотничьих угодьях Севастополя за последние 2 года показывает положительную динамику численности.

Колебание численности оленя, косули на территории охотничьих угодий города Севастополя согласно данным многолетних полевых наблюдений обусловлено главным образом миграцией животных между охотничьими хозяйствами в зависимости от меняющихся погодных условий горных районов Крымского полуострова, состояния естественной кормовой базы, уровня проведения биотехнических мероприятий.

Основными местами обитания оленя и косули являются лиственные, хвойные, смешанные леса в зависимости от сезона года. В летнее время наблюдаются частые выходы оленя, косули на полевые, прилегающие к лесу участки.

Для обитания муфлона характерны лесные биотопы с наличием открытых склонов. Учитывая большую потребность в воде, они регулярно посещают водопои.

Состояние естественной кормовой базы для данных видов в 2019 – начало 2020 гг. можно охарактеризовать как удовлетворительное. В лесных массивах наблюдались в достаточном количестве травостой, веточный корм, дикие фрукты. В зимнее время снежные осадки выпадали редко, поэтому снежный покров, затрудняющий жизнедеятельность, не наблюдался. Вместе с тем отсутствие осадков в начале 2020 года отрицательно сказывается на наполняемости водоемов (водопоев).

По данным полевых наблюдений охотпользователей, места подкормки
и выкладки кормов в осенне-зимний период 2019-2020 гг. олень и косуля посещали не активно, что также подтверждает достаточный объем естественных кормов.

С целью улучшения кормовых, защитных свойств угодий проведены биотехнические, охранные мероприятия, направленные на улучшения кормовых, защитных свойств угодий, путем подкормки животных в наиболее трудный период, а также организацией биотехнических сооружений, созданием кормополей и искусственных водоемов, борьбой с браконьерством.

На территории охотничьих угодий города Севастополя в течение 2019 года выложено для подкормки диких копытных животных:

концентрированные корма (кукуруза, пшеница, ячмень) – 11,2 т;

соль – 0,2 т.

Поддерживается в надлежащем состоянии:

15 подкормочных площадок;

3 наблюдательные вышки;

3 водопоя;

51 солонец.

Биотехнические мероприятия способствуют снижению степени миграции популяций копытных между охотхозяйствами, увеличивают привлекаемость охотничьих угодий наличием кормов, минеральной подкормки и водопоев.

В охотничьих угодьях постоянно ведется охрана охотничьих ресурсов
и среды их обитания. Фактов незаконной добычи видов охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи в 2019 году не выявлено. В рамках мероприятий по борьбе с хищниками, работниками ГКУ «Севастопольское лесничество» и охотпользователями в 2019 году добыто 6 волков. Однако по наблюдениям инспекторов лесничества и егерских служб охотничьих хозяйств, в охотничьих угодьях Севастополя периодически встречаются единичные следы волков.

Эпизоотическая обстановка благополучная и стабильная, поддерживается благодаря регулярному проведению в охотничьих угодьях противоэпизоотических мероприятий, в том числе:

дегельминтизация кормов для подкормки животных, санитарная обработка подкормочных площадок;

ветеринарное обследование добытых копытных животных;

систематические наблюдения егерской службой за состоянием животных в полевых условиях (выявление больных и ослабленных особей, случаев гибели животных).

За 2019 год при исследовании добытых копытных животных возбудителей особо опасных заболеваний не было выявлено. Управление ветеринарии города Севастополя совместно с Севприроднадзором произвело проверку состояния охотничьих угодий для оценки уровня проведения противоэпизоотических мероприятий. 

4. Определение объемов изъятия охотничьих ресурсов.

 Планирование добычи охотничьих ресурсов основывается на данных динамики численности популяции, половой и возрастной структуры, показателе прироста. Основным критерием для расчета объемов добычи охотничьих ресурсов является поддержание численности популяции на уровне оптимальной в пределах емкости угодий, сохранение которой дает возможность наиболее рационально использовать кормовые свойства угодий на определенной территории. Для этого устанавливается реальная емкость угодий по данному виду, наличия кормовых ресурсов на текущий период и возможность увеличения кормности угодий за счет подкормки.

Определение объемов изъятия оленя, косули и муфлона производится на основании нормативов, установленных приказом Минприроды России № 138.

В основу заложен принцип изъятия животных в зависимости от показателя численности на 1000 га (плотности обитания) охотничьих ресурсов на территории конкретного охотничьего хозяйства. На основании учетных данных и сведений о площади, свойственной для обитания каждого вида, рассчитывается плотность обитания каждого вида на 1000 га пригодной площади. На основании полученных данных определяется возможный процент изъятия по каждому виду копытных на территории конкретного охотничьего хозяйства.

Планируемый объем изъятия оленя, косули и муфлона рассчитан на основе заявок охотпользователей города Севастополя и соответствует нормативам допустимого изъятия охотничьих ресурсов утвержденным приказом Минприроды России № 138.

 

таблица 10

Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов,

в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов

Наименование охотничьего ресурса

Показатели численности (особей) на 1000 га охотничьих угодий, пригодных для обитания данного вида

Нормативы допустимого изъятия, % от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания

олень благородный, косуля европейская

до 1

3

от 1 до 2

5

от 2 до 4

7

от 4 до 6

8

от 6 до 8

10

от 8 до 10

12

от 10 до 12

15

от 12 и более

18

муфлон европейский

не устанавливается

от 3 до 5


 

Норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте до 1 года без разделения по половому признаку для оленя благородного – до 20%, косули европейской – до 50% от квоты. Норматив допустимого изъятия взрослых самцов во время гона для оленя благородного и косули европейской – не более 25% от квоты.

Порядком принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденным приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228, предусмотрено право охотпользователя указать в заявке меньший размер квоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов, чем рассчитанный по установленным нормативам допустимого изъятия охотничьих ресурсов в целях увеличения численности охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов, а также достижения оптимальной половой и возрастной структуры и качественных показателей охотничьих ресурсов.

Анализ данных заявок охотпользователей показывает, что планируемые объемы изъятия оленя, косули и муфлона соответствуют требованиям приказа Минприроды России № 138 и не превышают предусмотренные приказом нормативы допустимого изъятия.

Кроме того, в связи с прекращением охотхозяйственного соглашения ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на основании судебного решения, рассчитанные охотхозяйством объемы (квоты) добычи не учитывались при подготовке проекта лимита добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2020 до 01.08.2021

 

таблица 11

Планируемые объемы изъятия охотничьих

ресурсов на период с 01.08.2020 до 01.08.2021

Виды охотничьих ресурсов

Площадь обитания, тыс. га

Числен-ность на 01.04.2020, особ.

Объемы изъятия в 2020 - 2021гг.

всего особей

в % от числен-ности

в том числе

старше 1 года

до 1 года

самцы с неокост. рогами

самцы во время гона

без разделения по половому признаку

Олень благородный

36,2

603

60

9,9

6

11

32

11

Косуля европейская

36,2

691

55

7,9

2

9

21

23

Муфлон европейский

36,2

104

4

3,8

-

-

4

-

 

4. Альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности) 

4.1. В случае несоблюдения установленных сроков, лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов 

Несоблюдение установленных сроков, лимитов и квот изъятия охотничьих ресурсов приведет либо к снижению темпов воспроизводства охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя, либо к общему сокращению численности охотничьих ресурсов, поскольку нарушится половой и возрастной состав популяции охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя. 

4.2. В случае отказа от намечаемой деятельности («нулевой вариант») 

Отказ от намечаемой деятельности (отсутствие утвержденных лимитов и квот изъятия охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя) не приведет к резкому увеличению численности данного вида охотничьих ресурсов, поскольку вид имеет невысокий воспроизводственный потенциал. Однако отказ от намечаемой деятельности может привести к повышению нагрузки на кормовые ресурсы (объекты растительного мира), что может привести к деградации природных комплексов.

Данный вариант приемлем, но не соответствует основным принципам природопользования – длительное, не истощительное и рациональное использование природных ресурсов.

Следует отметить, что необоснованный отказ от намечаемой деятельности нарушает законные права граждан на осуществление охоты, закрепленные действующим законодательством Российской Федерации и может повлечь определенную социальную напряженность в обществе. 

5. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

 

5.1. Оценка воздействия на атмосферный воздух.

 Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 установлены запреты осуществление охоты способами и методами, оказывающими отрицательное воздействие на иные объекты животного мира, среду их обитания, в том числе на атмосферный воздух.

При заезде в охотничьи угодья и при передвижении по ним, охотниками преимущественно используется автомобильный транспорт, от эксплуатации которого в атмосферный воздух поступают выхлопные газы в пределах норм, установленных для исправных технических средств. Иное воздействие на атмосферный воздух при осуществлении охоты в сезон 2020-2021 гг. не предполагается. 

5.2. Оценка воздействия на поверхностные и подземные воды.

 Изъятие охотничьих ресурсов из среды обитания исключает отрицательное воздействие на водные объекты. 

5.3. Оценка воздействия на земельные и лесные ресурсы, растительность и напочвенный покров.

 Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства охотпользователями осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и законодательством города Севастополя. При добыче охотничьих ресурсов перевода лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда не требуется. Уничтожение лесных ресурсов при осуществлении охоты не допускается.

Добыча охотничьих ресурсов отрицательного воздействия на земельные ресурсы не предполагает.

В процессе использования объектов животного мира изменение поверхности ландшафтов не предполагается. При добыче охотничьих ресурсов захламления территории охотничьих угодий не допускается. 

6. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам). 

При отказе от реализации намечаемой деятельности возможно повышение нагрузки на кормовые ресурсы (объекты растительного мира), что может привести к деградации природных комплексов. 

7. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности. 

7.1. Оценка воздействия на атмосферный воздух. 

При отказе от реализации намечаемой деятельности отрицательного воздействия на атмосферный воздух не предполагается. 

7.2. Оценка воздействия на поверхностные и подземные воды.

При отказе от реализации намечаемой деятельности отрицательного воздействия на атмосферный воздух не предполагается. 

7.3. Оценка воздействия на земельные и лесные ресурсы, растительность и напочвенный покров. 

При отказе от реализации намечаемой деятельности возможно избыточное истощение кормовой базы (в том числе уничтожение молодых деревьев). 

8. Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности. 

Установление лимитов добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя осуществляется на основании полученных данных работ по учету их численности. Расчет допустимого количества добычи охотничьих ресурсов произведен в соответствии

с нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденными приказом Минприроды России № 138.

С целью предотвращения и снижения возможного негативного воздействия от изъятия объектов животного мира на территории охотничьих угодий города Севастополя предусмотрен ряд мер, а именно:

1) постоянный государственный мониторинг численности охотничьих ресурсов, состояния их популяций, а также состояния среды их обитания, который осуществляется государственной охотничьей инспекцией и охотпользователями;

2) государственный контроль за соблюдением правил и параметров охоты, установленных для города Севастополя;

3) проведение биотехнических мероприятий государственной охотничьей инспекцией и охотпользователями, а именно:

предотвращение гибели охотничьих ресурсов: устранение незаконной добычи охотничьих ресурсов, разрушения и уничтожения среды их обитания, регулирование численности объектов животного мира, влияющих на сокращение численности охотничьих ресурсов, предотвращение гибели охотничьих ресурсов от транспортных средств и производственных процессов, предотвращение гибели охотничьих ресурсов от стихийных бедствий природного и техногенного характера, а также непосредственное спасение охотничьих ресурсов при стихийных бедствиях природного и техногенного характера, создания в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов;

подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания: выкладка кормов, посадка и культивирование растений кормовых культур, создание искусственных водопоев, обеспечение доступа к кормам, создание сооружений для выкладки кормов, устройство кормовых полей;

мелиорация охотничьих угодий, улучшение условий защиты и естественного воспроизводства охотничьих ресурсов: создание защитных посадок растений, устройство искусственных мест размножения, жилищ, укрытий охотничьих ресурсов, создание искусственных водоемов.

Планируемый объем добычи оленя благородного, косули европейской, муфлона европейского в сезон охоты 2020-2021 гг. не нанесет ущерба окружающей среде, в частности лесному хозяйству, и охотничьим ресурсам на территории охотничьих угодий города Севастополя, а также позволит улучшить половой и возрастной состав популяций.

Данный объем добычи позволяет поддерживать численность популяций оленя благородного, косули европейской и муфлона европейского на уровне, который соответствует емкости угодий, состоящей из кормового, защитного и территориального оптимумов, а, следовательно, достичь в будущем баланса между максимальной биологической продуктивностью охотничьих угодий и полным использованием экологического резерва популяций охотничьих ресурсов. 

10. Краткое содержание программ мониторинга и после проектного анализа. 

Для контроля за соблюдением лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в период с 01 августа 2020 г. до 01 августа 2021 г. в соответствии с Положением о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядком сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления ее заинтересованным лицам, утвержденным приказом Минприроды России от 06.09.2010 № 345, Севприроднадзором осуществляет сбор, хранение и ежегодное предоставление документированной информации в Минприроды России следующей информации о:

численности млекопитающих, отнесенных к охотничьим ресурсам;

плодовитости копытных животных, отнесенных к охотничьим ресурсам;

добыче копытных животных, отнесенных к охотничьим ресурсам;

незаконной добыче охотничьих ресурсов;

регулировании численности охотничьих ресурсов;

введении ограничений на использование охотничьих ресурсов.

 

Выводы:

 Допустимый вариант воздействия на окружающую природную среду и на состояние объектов животного мира из всех рассмотренных альтернативных вариантов избирался по основаниям наиболее соответствующим принципам:

обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия;

определение объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов.

В результате проведенной работы сделан вывод о том, что представленный проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов на период с 01 августа 2020г. до 01 августа 2021г. на территории охотничьих угодий города Севастополя выполнен с учетом требований законодательства и не окажет негативного воздействия на окружающую среду города Севастополя, в том числе на численность охотничьих ресурсов и иных объектов животного мира, а также не приведет к ухудшению среды их обитания.